Определением Конституционного Суда Российской
Федерации от 9 марта 2017 года №592-О жалоба гражданина Данилюка С.А. признана
не подлежащей дальнейшему рассмотрению в заседании Конституционного Суда
Российской Федерации, поскольку для разрешения поставленного заявителем вопроса
не требуется вынесение предусмотренного статьей 71 Федерального
конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» итогового
решения в виде постановления.
По мнению С.А.Данилюка, действующее правовое
регулирование оспаривания кадастровой стоимости носит противоречивый характер,
а именно: обязывает в рамках статьи 246 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации представлять положительное экспертное
заключение на отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости при
обращении с административным исковым заявлением в суд, тогда как Федеральным
законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» такое условие не
предусмотрено, а также позволяет требовать представления указанного заключения
не только в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом, но и при
любом судебном оспаривании результатов кадастровой стоимости. Соответственно,
заявитель полагает, что оспариваемые им законоположения - в силу своей правовой
неопределенности и по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, -
создают препятствия для реализации права на судебную защиту, а потому
противоречат статьям 15 (часть 1), 17 (часть 1), 46 (часть 1) и 55 (части 2 и
3) Конституции Российской Федерации.
Вытекающее из Конституции Российской Федерации
требование доступности правосудия не означает, однако, возможность для
гражданина по собственному усмотрению выбирать способ и процедуру судебной
защиты - они определяются, как неоднократно отмечал Конституционный Суд
Российской Федерации, на основе Конституции Российской Федерации федеральными
законами.
Тем самым предполагается, что заинтересованные лица
вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права либо
охраняемого законом интереса лишь в установленном порядке, которым может быть,
кроме прочего, закреплена необходимость приложения к исковому заявлению
определенных документов. Условие документального сопровождения искового
заявления или иного обращения в суд, поскольку оно направлено на обеспечение
реализации права на судебную защиту на основе состязательности и равноправия
посредством всестороннего и полного исследования доказательств, установления
фактических обстоятельств и правильного применения законодательства, не может
само по себе рассматриваться как отступающее от Конституции Российской
Федерации. При этом федеральный законодатель в рамках имеющихся у него
дискреционных полномочий не лишен возможности определять конкретные требования
в отношении перечня документов, подлежащих представлению в суд при обращении за
судебной защитой, на основе сочетания начал универсализации и дифференциации
правового регулирования, в частности путем дополнения общего (стандартного)
такого перечня определенными документами с учетом особенностей отдельных
категорий дел, притом что это не может быть сопряжено с возложением на
заинтересованное лицо необоснованных, чрезмерных обременений, фактически
лишающих его возможности доступа к правосудию.
Устанавливая порядок осуществления административного
судопроизводства и, в частности, особенности производства по административным
делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, Кодекс
административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает в числе
такого рода особенностей приложение к административному исковому заявлению об
оспаривании результатов определения кадастровой стоимости помимо прочих
документов, указанных в статье 126 данного Кодекса, также положительного
экспертного заключения, подготовленного экспертом или экспертами
саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик,
составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта
оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной
деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного
федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому
регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной
деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях,
установленных этим уполномоченным федеральным органом (пункт 5 части 2 статьи
246).
Как следует из постановления Пленума Верховного Суда
Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах,
возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения
кадастровой стоимости объектов недвижимости», отчет, составленный на дату, по
состоянию на которую была определена кадастровая стоимость объекта
недвижимости, а также подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой
организации оценщиков положительное экспертное заключение в случаях,
установленных уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по
нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, являются
необходимыми документами при подаче заявления об установлении в отношении
объекта недвижимости его рыночной стоимости; отсутствие названных документов
является основанием для оставления заявления без движения, а в случае
неустранения указанных в определении судьи недостатков - основанием для его
возвращения (абзацы пятый и шестой пункта 11).
Уяснение подлинного существа приведенного
законоположения, в том числе в контексте его изложенной интерпретации в
судебной практике, не может, однако, происходить без учета содержащейся в этом
законоположении прямой императивной оговорки о случаях, когда оно приобретает
обязывающее значение, чем в принципе исключается придание ему - вопреки ясно
выраженной воле федерального законодателя -универсального применения, а также в
отрыве от того места, которое это законоположение занимает в общей системе
правового регулирования порядка оспаривания результатов определения кадастровой
стоимости.
Избранная федеральным законодателем конфигурация
порядка рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости как
основанного на сочетании административно-юрисдикционных и судебных процедур,
очевидно, не предполагала и не предполагает возможности автоматического
переноса требований, относящихся к одной такой процедуре, на другую, без учета
объективной специфики каждой из них, в том числе обусловленной конституционными
принципами разделения властей, самостоятельности и независимости судебной
власти, подчинения судей только Конституции Российской Федерации и федеральному
закону (статьи 10 и 120, часть 1, Конституции Российской Федерации).
Правовое регулирование рассмотрения споров о
кадастровой стоимости предполагает, в том числе с учетом правовой позиции
Верховного Суда Российской Федерации, что в период действия абзаца шестого
части шестнадцатой статьи 24 Федерального закона «Об оценочной деятельности в
Российской Федерации» не требовалось представления физическими лицами, не
воспользовавшимися процедурой досудебного урегулирования такого спора,
положительного экспертного заключения на отчет об оценке рыночной стоимости
объекта недвижимости при обращении в суд с заявлением об оспаривании
результатов определения кадастровой стоимости, а с момента утраты указанной
нормой юридической силы более не требуется представления в суд такого
экспертного заключения и иными субъектами оспаривания результатов определения
кадастровой стоимости (если только ранее указанного момента они не
воспользовались административной процедурой ее оспаривания).